Не секрет, что в Кремле активно следят и пытаются влиять на любые выборы, особенно на выборы на постсоветском пространстве. Особенно сильно это проявляется сейчас, на третий год войны против Украины, когда в бывших республиках СССР ищут поддержки и подтверждения геополитического величия. Совсем недавно я писал о выборах президента Молдовы и референдуме о евроинтеграции там же. Надо понимать, что и Грузия находится в 2024 году в зоне особого внимания, т.к. 26 октября там состоятся выборы в парламент.
В Грузии у власти вот уже много лет находится партия «Грузинская мечта», которая всё больше и называется авторитарной и пророссийской. В какой-то мере её теперь можно назвать и антиевропейской. Несмотря на декларируемое желание строить европейское государство и даже вступить в ЕС правительство «ГМ» вводит по сути репрессивные законы по отношению к меньшинствам, а так же провела скандальный законопроект об иноагентах. И основная интрига выборов состоит в том, удастся ли «Грузинской мечте» и её партнерам удержать власть или она проиграет оппозиционной коалиции. Сейчас у «ГМ» 84 мандата и большинство в парламенте состоящем из 150 депутатов, однако не хватает сил на конституционные законы. Например им не удалось набрать 100 голосов и провести импичмент президента Саломе Зурабишвили несмотря на положительное заключение Конституционного суда относительно нарушения ею закона.
По сути противостояние «ГМ» и всей оппозиции стало более резким и позволило создать антиправительственную коалицию, которая хоть и неустойчива, но имеет шансы победить на выборах. По этой причине российские власти уделяют значительное внимание поддержке «ГМ», как на внешнеполитическом и экономическом уровне, так и на информационном поле. В какой-то мере фактор пророссийской позиции и сотрудничества с РФ стал одним из основных. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе прямо заявляет о важности экономического сотрудничества с Россией и использует этот козырь, т.к. это действительно важная часть грузинской экономики. Причём надо сказать, что в ход пошла даже «тяжелая артиллерия» в виде заявлений главы МИД РФ Лаврова о готовности помочь урегулировать отношения с Абхазией и Южной Осетией. Нормальным людям понятно, что это пустая болтовня и Россия никогда не отдаст такой козырь, но для использования на внутреннем рынке для продажи успехов «ГМ» во внешней политике вполне подойдёт. А ещё перед самыми выборами подарок сделал и лично Путин упростив визовый режим.
Можно отметить, что миллиардер Бидзине Иванишвили, который сколотил свое состояние в России и 2012 году основал «Грузинскую мечту», вернулся в публичную политику. С 2012 он сам был премьер-министром Грузии чуть больше года, а в конце 2013 года отошел на задний план, став серым кардиналом. Теперь же Иванишвили вновь лично ведет предвыборную кампанию «ГМ» и на митингах в поддержку своей партии практически откровенно проповедует антизападный курс прикрываясь при этом желанием вступления в Евросоюз. Кого-то он мне явно напоминает.
В преддверии выборов было достаточно интересно изучить опросы. Провластные дают весьма любопытный сценарий. Так они заявляют, что правящую партию «Грузинская мечта» поддерживают 59,5% жителей страны. Из оппозиции 5% барьер по этому опросу преодолевают только две партии — «Единство» («Национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия») — 13,6% и «Коалиция за перемены — Гварамия, Мелия, Гирчи, Дроа» — 10,3%. Остальные партии, согласно этому опросу, получают: «Сильная Грузия» («Лело», «За народ», «Площадь свободы», «Граждане») — 4,5%; «Гахария — За Грузию» — 3,8%; «Гирчи» (Яго Хвичия) — 2,7%; «Альянс патриотов» / «Альт-инфо» — 2,5%; Другие партии — 3,1%. При таком раскладе «ГМ» могла бы получить даже конституционное большинство.
Однако другие опросы, более независимых структур, предполагают другой результат. Например 4 октября опросы провела компания Edison Research по заказу оппозиционного телеканала Formula. Согласно ему партии могут получить следующие результаты «Грузинская мечта» — 33%; «Единство» («Национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия») — 19%; «Коалиция за перемены — Гварамия, Мелия, Гирчи, Дроа» — 13%; «Сильная Грузия» («Лело», «За народ», «Площадь свободы», «Граждане») — 12%; «Гахария — За Грузию» — 11%. Близки к преодолению 5% барьера «Гирчи» (Яго Хвичия) — 4% и Лейбористская партия — 4%, у пророссийского объединения «Альянс патриотов» / «Альт-инфо» — 3%, другие партии — 1%.
При такой разнице в опросах не вызывают удивления подозрения в подготовке фальсификаций. Именно это является сейчас краеугольным камнем работы оппозиции, которая намерена серьезно следить за выборами и сопротивляться попыткам подтасовать их результат. Вполне возможно, что 26 октября в этом плане будет очень горячим днём, но ещё больше может разгореться пламя протестов в последующие дни после выборов. Особенно если фальсификации всё же удастся провести и они будут особенно наглыми по цифрам.
Очевидно, что «ГМ» скорее всего займет первое место, но даже 35-40% будет мало для победы, особенно если количество партий преодолевающих 5% барьер окажется достаточно высоким. Поэтому возможная задача фальсификаторов представляется достаточно понятной, не просто повышение результата «ГМ», но и снижение результатов партий в плане увода их вниз за 5% барьер, чтобы в случае получения 45-47% всё равно получить большинство в парламенте. Не думаю, что в целом это удастся, слишком широкая коалиция борется против «ГМ» и слишком сильно угрожает «ГМ» проигравшим. Но, надо понимать, что и перед Кобахидзе с Иванишвили стоит риск проигрыша и ответственности по многим вопросам. Так что ближайшее воскресенье будет горячим, а выборная битва будет жесткой.
Подводя итог могу предположить, что 26 октября в Грузии возможен польский сценарий выборов 2023 года. Когда правящая партия хоть и набирает большинство, но не в состоянии удержать власть. А значит есть надежда, что Грузия сможет сформировать коалиционное правительство, которое попробует вернуть Грузию на европейский путь развития.